Esthet-X дополнительные цвета 1 шприц х 3 гр., DENTSPLY.
Работа с материалами "ESTHET X" заставила немного изменить свои привычные наработки, сделанные на протяжении последних лет материалами “PRISMA TPH” и “SPECTRUM”.
Для того чтобы получить идеальный результат, действительно пришлось тщательнейшим образом изучить прозрачность и цветовую насыщенность каждой группы. Чаще всего первые работы имели голубоватый оттенок, т.е. были более светопроницаемы. Именно тогда возникла необходимость изменения привычного соотношения объемов различных групп материала. Не менее сложно было выбрать прозрачный оттенок, который у “ESTHET X” представлен пятью видами. В процессе поисков появилась идея сопоставить образцы материалов “ ESTHET X” и “SPECTRUM” на стекле до полимеризации и после нее. Причем сопоставление проводилось по цветовым группам – опакеров и регулярной эмали (рис. 1, 2).
Рис. 1. Сравнение образцов оттенков эмали до полимеризации: (слева направо) эмаль В2 «ESTHET X» и эмаль В2«SPECTRUM TPH». | |
Рис. 2. Сравнение образцов оттенков опакеров во время полимеризации: (слева направо) А2-опак «ESTHET X» и А2-опак «SPECTRUM TPH». |
Действительно, огромным преимуществом материала “ESTHET X” является то, что после полимеризации он практически не изменяет своей оптической среды. “ESTHET X” приобретает слегка белесоватый оттенок на поверхности, тогда как “SPECTRUM” становится слегка сероватым. Это видно на фотографиях до полимеризации и после (рис. 3).
Рис. 3. Внешний вид образцов после полимеризации: (слева направо) первый ряд эмаль В2 «ESTHET X» и эмаль В2 «SPECTRUM TPH», второй ряд А2 опак «ESTHET X» и А2 опак «SPECTRUM TPH». |
Интересно, что при просмотре этих образцов на просвет обнаружилось, что группа оттенков “ESTHET X” более насыщена по цвету, чем та же группа оттенков “SPECTRUM TPH”. К сожалению, этот эффект мне пока не удавалось зафиксировать на цифровой камере. И я не берусь объяснить причину такого поведения материала, боясь назвать это эффектом «хамелеона». Безусловно, то, что эта разница является результатом обновленной химической структуры материала “ESTHET X”.
Сопоставление опакеров двух материалов после полимеризации выявила тот факт, что оттенок белый опак (WO) “ESTHET X” однозначно является самым непрозрачным. Остальные опакеры, на мой взгляд, практически идентичны по своей оптической среде и отличаются только цветовой насыщенностью. Самое интересное сопоставление было между эмалевыми оттенками “ESTHET X” и “SPECTRUM”. Мне удавалось сфотографировать образцы двух материалов цвета В2 после полимеризации на просвет, и я увидел, что эмаль “ESTHET X” более проницаема для света, чем эмаль В2 “SPECTRUM”. Причем толщина образцов была одинакова и измерена микрометром. Следовательно, эмалевые оттенки “ESTHET X” более прозрачные (рис. 4).
Рис. 4. Образцы на просвет: видно, что опакеры двух материалов одинаковые, а эмаль В2 «ESTHET X» более прозрачна, чем эмаль В2 «SPECTRUM TPH». |
Прозрачные оттенки “ESTHET X” так же более прозрачны. Что это нам дает? Необходимость правильного соотношения объемов различных групп материалов при построении реставрационной конструкции (рис. 5, 6).
Рис. 5. Сравнение образцов прозрачных оттенков после полимеризации: (Слева направо) первый ряд - желтая эмаль (YE) «ESTHET X» и прозрачная эмаль (СЕ) «ESTHET X», второй ряд - белая эмаль (WE) «ESTHET X» и В1 - край резца «SPECTRUM TPH». | |
Рис. 6. Внешний вид образцов на просвет. Наиболее прозрачными являются оттенки прозрачной эмали (СЕ) и белой эмали (WE) “ESTHET X” |
Исходя из вышесказанного, предлагаю свое видение такого соотношения с учетом биомимстического способа построения для материалов “ESTHET X” и “SPECTRUM” (рис. 7).
Рис. 7. Построение искусственного зуба (Цвет по шкале "Vita" - B2): Спектрум ТиПиЭйч (слева); Эстет-Икс (справа). |
Клинический пример
Рис. 8. Исходная ситуация: на зубах 14, 13, 123 стоят металлокерамические коронки требующие замены.
Рис. 9. Внешний вид зубов 14, 13, 12 после снятия коронок.
Рис. 10. Зуб 12 изолирован с помощью резиновой завесы и кламмера приспособления «Коффердам».
Рис. 11. Внешний вид зуба 12 по оси, с предварительно разработанной устьевой частью корня, для восстановления бесштифтовой конструкцией.
Рис. 12. Восстановление околопульпарной части дентина опакером WO материала «ESTHET X».
Рис. 13. Выполнена бесштифтовая конструкция искусственной коронки на этапе восстановления околопульпарного дентина и плащевого дентина А4-опак материала «ESTHET X»
Рис. 14. Построение оральной стенки оттенком регулярной эмали В3 и прозрачного режущего края оттенком прозрачной эмали (СЕ).
Рис. 15. Внешний вид зуба на просвет.
Рис. 16. Построение вестибулярной поверхности зуба 12 эмалевым оттенком В3.
Рис. 17. Наложение прозрачного оттенка желтая эмаль (YE) по телу и режущему краю зуба.
Рис. 18. Вид спереди. Непосредственный результат после финишной отделки.
Рис. 19. Внешний вид зуба 12 после полировки.
Резюме
Работа с материалом “ESTHET X” дает новые возможности в реализации своих идей и художественного мастерства. Лишь только одно требуется от каждого, кто решил сделать свой выбор на этом материале – это понимание того, что делаешь, усердие, творческая мысль и профессионализм. И может быть те наблюдения и нюансы, которые приведены в этой работе с материалом “ESTHET X”, а значит, сэкономят время, придадут уверенности, и главное помогут получить безукоризненный результат.
Пожалуйста, сначала авторизируйтесь: Мой аккаунт